Адаптация детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования предполагает процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Дома дети привыкли к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими людьми, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будут новыми и непривычными для детей, к ним придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. Процесс адаптации чаще всего сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений в поведении и в общем состоянии ребенка. К таким нарушениям относят:
- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
- нарушение сна (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- изменение эмоционального состояния (ребенок много плачет, раздражается).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела;
- изменения характера стула;
- нарушение некоторых приобретенных навыков (ребенок перестает проситься на горшок, может вернуться к соске, речь становится заторможенной и др.).
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в учреждении дошкольного образования, зависят от индивидуально-личностных особенностей детей: типа нервной системы, степени общительности, уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т.д.
Выделяют три степени адаптации: легкую, средней тяжести, тяжелую:
При легкой адаптации дети привыкают к новым условиям безболезненно, это происходит приблизительно в течение месяца. Дети включаются в игры, доброжелательны, мало капризничают, соответственно возрастной норме прибавляют в весе, адекватно ведут себя в детском коллективе.
При адаптации средней тяжести дети зачастую болеют острыми респираторными инфекциями, периодически вспоминают родителей, всплакивают, но впоследствии отвлекаются. Настроение может быть неустойчивым, эмоциональное состояние нормализуется в течение 1-2 месяцев. Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней. Отношение к близким людям зачастую становится эмоционально-возбужденным (появляются плачь, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Однако при эмоциональной поддержке взрослых дети проявляют познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой социальной ситуации.
Самой нежелательной для детей является тяжелая адаптация, длится она от 2 до 6 месяцев. Эмоциональное состояние детей нормализуется очень медленно. В этот период дети либо переносят повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляют стойкие нарушения поведения. Дети плохо засыпают, сон короткий. Вскрикивают, плачут во сне, просыпаются со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции детей, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивные реакции, двигательный протест), либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). При тяжелой адаптации дети избегают, сторонятся сверстников или проявляют агрессию. Отказываются от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
- Возраст ребенка.Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни, так как к этому возрасту, дети становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях среды.
- Состояние здоровья и уровень развития ребенка.Дети физически здоровые, развивающиеся в соответствии с возрастом легче переносят трудности социальной адаптации.
3. Индивидуальные особенности ребенка. Дети одного и того же возраста могут по-разному вести себя в адаптационный период. Одни дети в первые дни пребывания в учреждении дошкольного образования плачут, отказываются кушать, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение детей меняется: аппетит, сон восстанавливаются, дети с интересом следят за игрой других детей. Другие же дети, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателей, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
- Условия жизни в семье. Если в семье соблюдается режим дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, формируются умения играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д., то, естественно, детям будет легче привыкать к условиям учреждения дошкольного образования.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- активное поведение;
- соответствующая возрасту прибавка в весе.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к учреждению дошкольного образования:
- Привыкайте к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками, развиваться, расти. Я хочу, чтобы он пошел в детский сад». Помните, что Ваше эмоциональное состояние передается и ребенку!
2. Приблизьте домашний режим дня и режим питания ребенка к режиму учреждения дошкольного образования.
3. Приобщайте ребенка к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
4. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, заранее приучите его к горшку, отучите от пустышки.
5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада. Познакомьте ребенка со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите ребенку сказку или рассказ о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях. Ты у нас уже большая девочка и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравится».
7. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Например: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты – в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что тебе там будет весело и интересно!
8. Пребывание ребенка в учреждении дошкольного образования должно быть постепенным, начиная с 1-3 часов в день, постепенно увеличивая время пребывания.
На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о вновь поступивших воспитанниках, об их особенностях и привычках, чтобы учитывать их при взаимодействии с детьми. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше. А самое главное, демонстрируйте ребенку позитивное отношение к детскому саду, свою любовь и заботу к нему.
Использованная литература
1. Зубова, Г.Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Г.Г. Зубова, Е.П. Арнаутова //Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66 -77.
2. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е.О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 160с.
3. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 384 с.
4. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
раскрыть » / « свернуть